Кто киногеничнее — Майк Науменко или Рома Зверь? К премьере «Лета» Кирилла Серебренникова вспоминаем, как советские рок-музыканты снимались в кино.6 июня 2018
7 июня в российский прокат выходит «Лето»Кирилла Серебренникова. Во многом вымышленная история непростых отношений между Цоем, Майком Науменко и его женой Наташей — это кинодебют Ромы Зверя, который играет Майка. Ироничный Серебренников сопровождает первое же его появление на экране титром «Не похож!». Похож или нет Зверь на Науменко, Тео Ю — на Цоя, Никита Ефремов — на БГ и так далее, придирчивый зритель может понять сам. Хотя в СССР «нравственный СПИД» (так называл рок-н-ролл отец Никиты Михалкова) был сперва вне закона, а потом под колпаком КГБ, звезды рок-клуба все-таки попадали в объектив кинокамеры, особенно в перестройку.
КиноПоиск сделал подборку героев рок-андерграунда, снявшихся в кино.
«Ты говоришь, что я похож на киноактера». Человек, который пел эти строки, назвал свою группу «Кино» и был без ума от фильмов с Брюсом Ли, просто не мог не стать звездой экрана. Первыми шагами Цоя-актера были дипломные короткометражки с участием группы — «Конец каникул» и «Йя-Хха». Затем режиссер Сергей Соловьев, услышав песню «Мы ждем перемен» в Ленинградском рок-клубе, уговорил Цоя не выпускать ее, а придержать для финала своей «Ассы». Так получился первый рок-н-ролльный блокбастер перестройки и родился новый кумир советской молодежи. Его появлению не смогла помешать даже редакционная комиссия Госкино. Увы, в кино Цой сыграл всего одну крупную роль. Но образ одиночки Моро, противостоящего наркомафии в «Игле»Рашида Нугманова, придал новое измерение имиджу самого Цоя. Получился редкий в советском роке случай, когда артист подтверждает свои слова делом, пусть и на экране. В момент гибели Цоя Нугманов занимался разработкой своеобразного сиквела «Иглы» — советско-американской копродукции «Цитадель смерти» с участием Дэвида Бирна по сценарию Уильяма Гибсона.
Лидер «Машины времени» первым из советских рокеров перешел из андерграунда в истеблишмент, благодаря чему нажил себе много недоброжелателей в подполье. Сначала его песни прозвучали в «Афоне». Затем он со своим «вокально-инструментальным ансамблем» (слово «рок» считалось неблагонадежным) аккомпанировал Софии Ротару и Михаилу Боярскомув позднебрежневском мюзикле «Душа», снятом Александром Стефановичем, тогдашним мужем Пугачевой. В следующем фильме, «Начни сначала», Стефанович ставит знак равенства между Макаревичем (он играет рубящего правду-матку барда-аутсайдера, то есть фактически самого себя) и Высоцким, Пушкиным, Есениным.
В последней своей роли на данный момент («Кино про Алексеева»Михаила Сегала) Макаревич в камео выказывает уважение герою Александра Збруева, такому же барду-изгою (но сомнительных моральных качеств, и круг изящно замыкается.
«Не знал, что Брэд Питт поет по-русски о жизни инженера в предперестроечную эпоху», — гласит комментарий на YouTube под короткометражкой «Иванов» 1981 года. Непонятно, почему у БГ с его внешними данными голливудской звезды такое небольшое количество ролей в кино — лишь «Черная роза — эмблема печали, белая роза — эмблема любви» и «Два капитана 2». Виной ли тому отсутствие подходящего типажа в местной кинопромышленности или врожденная осторожность? Реплика из «Ассы» — «Он Бог, от него сияние исходит» — сделала для мифологизации БГ куда больше, чем его редкие появления на экране, среди которых есть и фильм «Б. Г. Лев Толстой», в котором босой Боб косит рожь и поет песни. Как бы там ни было, за Гребенщикова на съемочной площадке работает его дочь Алиса, делая это весьма успешно.
«Любовь — это взгляд с экрана». Впервые песня на стихи Ильи Кормильцева звучит в короткометражке «Раньше было другое время»Алексея Балабанова. Со стены в комнате главной героини цинично смотрит фото Алена Делона. В роли самого себя Бутусов (вместе с Сергеем Чижом Чиграковым и Настей Полевой) появляется и в «Брате». Его камео было нужно Балабанову, для того чтобы помочь зрителю поверить в достоверность образа Данилы Багрова. Получилось убедительно: именно с молчаливого благословения Бутусова герой в свитере грубой вязки и с «сидюком» «Нау» в плеере сошел с экрана и стал ролевой моделью для миллионов постсоветских юношей.
Продюсер Балабанова Сергей Сельянов снял Шевчука в своем режиссерском опыте «Духов день» — драме в жанре магического реализма, пытавшейся сформулировать некие национальные идеи об ущербности индивидуализма и силе кровнородственных связей. Герой Шевчука — богемный диссидент, обладающий даром телекинеза (советская «Кэрри»), но неспособный этот дар контролировать, становится интересен органам и вынужден бежать от их внимания за границу. Это глубоко хтоническое понимание судьбы отечественных супергероев было вполне адекватно надрывному и одновременно смиренному творчеству лидера «ДДТ». Позже «музыкант Юра» сыграл роль агитатора-антоновца в фильме «Жила-была одна баба»Андрея Смирнова, а также пациента психлечебницы в драме «Антонина обернулась» по сценарию Ивана Вырыпаева.
Юнцы в школьной форме, гэбэшники в пиджаках, а также обшарпанные питерские кухни, гостиные, подворотни и дома культуры становятся свидетелями того, как Константин Кинчев вербует свою армию. Все это происходит в драме высокой социальной ответственности «Взломщик», написанной Валерием Приемыховым. В кадре, помимо Кинчева, щеголяющего в футболке с логотипом MTV, ненадолго появляются и другие знаковые фигуры питерской рок-тусовки: Олег Гаркуша, Леонид Федоров, группы «АВИА», «Кофе», «Присутствие», Алексей Вишня, Андрей Свин Панов. Но на место главного героя здесь все-таки претендует сама атмосфера перестроечного Ленинграда.
Кинчев, получивший за роль премию на кинофестивале в Софии, остался недоволен своими актерскими способностями, а также тем, что его героя переозвучили, и поставил крест на кинокарьере актера. Правда, в том же 1986 году он вместе с другими членами «Алисы» появился камео в двухсерийном детективе «Переступить черту» — на экране эта группа называлась «Бумажный змей».
После небольшой роли доктора-наркоторговца в «Игле» лидер московской арт-панк-группы «Звуки Му» получил главную роль в «Такси-блюзе»Павла Лунгина. В этом классическом образце позднесоветской чернухи Мамонов играет склонного к богемной жизни саксофониста, водящего вынужденную дружбу с пролетарием-таксистом (тот отобрал у лабуха в счет долга инструмент). В этот переломный (1990 год) для страны период рокеры в советских фильмах как раз начали превращаться из героев в трагических изгоев, которые не готовы противостоять ходу истории (хочется добавить — «истории поп-музыки»). С тех пор Мамонов, регулярно дающий моноспектакли на сцене и до совершенства отточивший искусство мимики, больше не выступает в амплуа неудачника. Играет ли он Ивана Грозного в фильме «Царь», монаха в «Острове» или отца в «Шапито-шоу», его персонаж готов противостоять всему.
Фронтмен «АукцЫона» с его экстравагантной прической и оригинальным пиджаком с «орденами» сразу же заявил о себе как о «короле эпизода». Он практически присвоил себе фильм «Взломщик», просто тусуясь у кафе «Сайгон» на Невском. Благодаря этому умению Гаркуша попадал в кадр к Алексею Герману(«Хрусталев, машину!», «Трудно быть Богом») и Игорю Волошину («Нирвана», «Я»). И, наконец, был удостоен полноценной большой роли в прощальной фантасмагории Алексея Балабанова «Я тоже хочу».
Дипломированный театральный режиссер и один из главных хулиганов Советского Союза, Сукачев дебютировал в кино в 1988 году сразу в четырех картинах: «Шаг»Александра Митты, «Дама с попугаем», социально-психологическая драма «Защитник Седов»и мрачный двухсерийный фильм с пламенным антинаркотическим посылом «Трагедия в стиле рок»Саввы Кулиша. В последнем фильме Сукачев и его «Бригада С» выступают на рок-дискотеке вместе с «Поп-механикой» Сергея Курехина, а на танцполе можно заметить Олега Гаркушу. С тех пор певец полюбил не только сниматься (его фильмография насчитывает более 20 ролей), но и снимать. Сукачев поставил три фильма в качестве режиссера и останавливаться на этом не собирается.
Георгий Гурьянов («Кино», «Автоматические удовлетворители», «Игры», «Поп-механика»)
Георгий Гурьянов
Ударник группы «Кино» дебютировал в эпизоде многосерийного фильма «Противостояние»Семена Арановича по Юлиану Семенову (первый и последний советский телесериал про серийного убийцу). В роли курсанта немецко-фашистской разведшколы голый по пояс Густав упоенно боксировал грушу. Эстет и адепт культа тела, Гурьянов крайне скептически относился к фильмам, в которых появлялся вместе с группой «Кино». Например, «Ассу» называл ужасной и бездарной. Он мог бы сыграть в «Игле» с Виктором Цоем в эпизодической роли, но посчитал это ниже своего достоинства. Совместно с Тимуром Новиковым и Владом Мамышевым-Монро (объединение «Пиратское телевидение») Гурьянов сделал немало сюжетов в жанре юмористического видеоарта, а в одном из них («Контраст» Юрия Лесника) даже исполнил эротический танец.
Композитор и анфан террибль авангардного джаза брался за любые киноработы — от роли неприметного чудака с наполеоновскими амбициями в картине «Лох — повелитель воды»Аркадия Тигаядо совсем не запоминающихся ролей в фильмах Дмитрия Месхиеваи Веры Глаголевой. Однако полностью в своей стихии Курехин ощущал себя только в фильмах Сергея Дебижева, ученика Сокурова. «Два капитана 2» и «Комплекс невменяемости» сделаны в гонзо-стиле, неумолимым монтажом смешивающем абсурдные игровые сцены и героические кадры советской военной кинохроники. Сергей Курехин в эполетах и военно-морской форме своими монологами про свинок-камикадзе и белых марокканских карликов сумел затмить всю питерскую богему (даже Гребенщикова) и покорить самые экзотические уголки света — от Мальпасо до Кюрасао. И ему почти удалось не рассмеяться в кадре.
В драме с налетом криминала «Тацу» лидер группы «Крематорий» предстает в узнаваемом образе: шляпа, дымчатые очки, сложенный зонт под мышкой. Сюжет в этой так и не вышедшей в прокат истории о возвращении системного хиппаря из мест не столь отдаленных в заснеженную лужковскую Москву носит чисто номинальный характер. Весь фильм — это, скорее, предлог для пространных бесед о ЛСД, цитат из Толкина и Берроуза, для выхода Насти Полевой, Маргариты Пушкиной и воронежских постпанков «Молотов коктейль». Лучше всего смотреть эту картину как двухчасовой клип на песни «Крематория».
Братья Самойловы исполнили «Черную луну» в финале потустороннего капустника «Квартета И» «Быстрее, чем кролики» . На экране культовые уральские рокеры в декаданс больше не играли, довольствуясь участием в саундтреках к фильмам, среди которых балабановские «Жмурки» и «Брат2», а также «Сестры»Сергея Бодрова-мл.
Ленинградский ответ Beatles обязан был обзавестись собственным кино, и таковым стал пропитанный зарубежным духом эстрадный бурлеск «Как стать звездой» . Правда, «Секрету» пришлось делить кадр с полунинскими «Лицедеями», моделями Вячеслава Зайцева, Валерием Леонтьевым и разговорчивым какаду. Леонидов и Фоменко с тех пор стали видными шоуменами и снялись в огромном количестве фильмов и сериалов, среди которых «Убойная сила», «День радио», «Лунный папа», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Белая гвардия»и многие другие.
Исполнитель недавнего гимна строительству Крымского моста дебютировал в кино вместе с коллегой по «Ва-Банку» Егором Никоновым (и Д. А. Приговым) в роли безобидного киллера в балаклаве. Криминальная треш-комедия «Шоссе энтузиастов» была снята Нормундом Лацисом в конце 1990-х и по финансовым причинам пролежала несколько лет на полке. Фильм обладал всеми характерными признаками альтернативной киномоды того времени: полиэкрания, цветовая инверсия, разветвленный сюжет, употребление наркотиков и мастурбация в кадре. После этого Скляр появлялся во многих фильмах и сериалах («МУР есть МУР», «Последняя репродукция», «Воротилы», «День победы») в образе либо служителя закона, либо его нарушителя — типаж позволял артисту совмещать оба амплуа. Сменить этот навязчивый имидж Скляр попытался в картинах «Закрытые пространства» Игоря Лебедева и «На ощупь»Юрия Грымова.
Вместе с группой он исполняет хит «Не позволяй душе лениться» в непретенциозном романтическом роуд-муви «Путешествие будет приятным» по сценарию Анатолия Эйрамджана. Коллектив выступает в абсолютно беззубом образе верных помощников в проведении здорового досуга.
В кино певица вошла вместе с другими членами свердловской рок-тусовки (Егор Белкин, Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий) через короткометражные дипломные работы Алексея Балабанова: «У меня нет друга», «Раньше было другое время», «Егор и Настя». В роли самой себя Полева также выступила в фильме «Брат». Появляется она и в «Тацу», названном в честь первого альбома ее группы.
В драме «Время отдыха с субботы до понедельника»Игоря Таланкинао морском круизе возрастной супружеской пары с детьми группа «Центр» исполняет в баре песни «Волшебница» и «Наутилус». Позже Василий Шумов переедет в Лос-Анджелес и сам будет активно снимать видеоарт и экспериментальные фильмы.
В единственном своем появлении на экране — в дипломной работе «Йя-Хха» студента мастерской Соловьева, Рашида Нугманова — лидер группы «Зоопарк» исполняет со сцены проторэп «Песня простого парня», а затем разбивает кулаком зеркало. Символический, очень простой и понятный жест (кино как зеркало общества), идеально подходящий для финала любого фильма.
Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране
Кто киногеничнее — Майк Науменко или Рома Зверь? К премьере «Лета» Кирилла Серебренникова вспоминаем, как советские рок-музыканты снимались в кино.6 июня 2018
15
«Лето»
7 июня в российский прокат выходит «Лето» Кирилла Серебренникова. Во многом вымышленная история непростых отношений между Цоем, Майком Науменко и его женой Наташей — это кинодебют Ромы Зверя, который играет Майка. Ироничный Серебренников сопровождает первое же его появление на экране титром «Не похож!». Похож или нет Зверь на Науменко, Тео Ю — на Цоя, Никита Ефремов — на БГ и так далее, придирчивый зритель может понять сам. Хотя в СССР «нравственный СПИД» (так называл рок-н-ролл отец Никиты Михалкова) был сперва вне закона, а потом под колпаком КГБ, звезды рок-клуба все-таки попадали в объектив кинокамеры, особенно в перестройку.
КиноПоиск сделал подборку героев рок-андерграунда, снявшихся в кино.
Виктор Цой («Кино»)
«Йя-Хха»
«Ты говоришь, что я похож на киноактера». Человек, который пел эти строки, назвал свою группу «Кино» и был без ума от фильмов с Брюсом Ли, просто не мог не стать звездой экрана. Первыми шагами Цоя-актера были дипломные короткометражки с участием группы — «Конец каникул» и «Йя-Хха». Затем режиссер Сергей Соловьев, услышав песню «Мы ждем перемен» в Ленинградском рок-клубе, уговорил Цоя не выпускать ее, а придержать для финала своей «Ассы». Так получился первый рок-н-ролльный блокбастер перестройки и родился новый кумир советской молодежи. Его появлению не смогла помешать даже редакционная комиссия Госкино. Увы, в кино Цой сыграл всего одну крупную роль. Но образ одиночки Моро, противостоящего наркомафии в «Игле» Рашида Нугманова, придал новое измерение имиджу самого Цоя. Получился редкий в советском роке случай, когда артист подтверждает свои слова делом, пусть и на экране. В момент гибели Цоя Нугманов занимался разработкой своеобразного сиквела «Иглы» — советско-американской копродукции «Цитадель смерти» с участием Дэвида Бирна по сценарию Уильяма Гибсона.
Конец каникул
Андрей Макаревич («Машина времени»)
«Начни сначала»
Лидер «Машины времени» первым из советских рокеров перешел из андерграунда в истеблишмент, благодаря чему нажил себе много недоброжелателей в подполье. Сначала его песни прозвучали в «Афоне». Затем он со своим «вокально-инструментальным ансамблем» (слово «рок» считалось неблагонадежным) аккомпанировал Софии Ротару и Михаилу Боярскомув позднебрежневском мюзикле «Душа», снятом Александром Стефановичем, тогдашним мужем Пугачевой. В следующем фильме, «Начни сначала», Стефанович ставит знак равенства между Макаревичем (он играет рубящего правду-матку барда-аутсайдера, то есть фактически самого себя) и Высоцким, Пушкиным, Есениным.
В последней своей роли на данный момент («Кино про Алексеева»Михаила Сегала) Макаревич в камео выказывает уважение герою Александра Збруева, такому же барду-изгою (но сомнительных моральных качеств, и круг изящно замыкается.
Борис Гребенщиков («Аквариум»)
«Иванов»
«Не знал, что Брэд Питт поет по-русски о жизни инженера в предперестроечную эпоху», — гласит комментарий на YouTube под короткометражкой «Иванов» 1981 года. Непонятно, почему у БГ с его внешними данными голливудской звезды такое небольшое количество ролей в кино — лишь «Черная роза — эмблема печали, белая роза — эмблема любви» и «Два капитана 2». Виной ли тому отсутствие подходящего типажа в местной кинопромышленности или врожденная осторожность? Реплика из «Ассы» — «Он Бог, от него сияние исходит» — сделала для мифологизации БГ куда больше, чем его редкие появления на экране, среди которых есть и фильм «Б. Г. Лев Толстой», в котором босой Боб косит рожь и поет песни. Как бы там ни было, за Гребенщикова на съемочной площадке работает его дочь Алиса, делая это весьма успешно.
«Иванов»
Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус»)
«Раньше было другое время»
«Любовь — это взгляд с экрана». Впервые песня на стихи Ильи Кормильцева звучит в короткометражке «Раньше было другое время»Алексея Балабанова. Со стены в комнате главной героини цинично смотрит фото Алена Делона. В роли самого себя Бутусов (вместе с Сергеем Чижом Чиграковым и Настей Полевой) появляется и в «Брате». Его камео было нужно Балабанову, для того чтобы помочь зрителю поверить в достоверность образа Данилы Багрова. Получилось убедительно: именно с молчаливого благословения Бутусова герой в свитере грубой вязки и с «сидюком» «Нау» в плеере сошел с экрана и стал ролевой моделью для миллионов постсоветских юношей.
«Раньше было другое время»
Юрий Шевчук («ДДТ»)
«Духов день»
Продюсер Балабанова Сергей Сельянов снял Шевчука в своем режиссерском опыте «Духов день» — драме в жанре магического реализма, пытавшейся сформулировать некие национальные идеи об ущербности индивидуализма и силе кровнородственных связей. Герой Шевчука — богемный диссидент, обладающий даром телекинеза (советская «Кэрри»), но неспособный этот дар контролировать, становится интересен органам и вынужден бежать от их внимания за границу. Это глубоко хтоническое понимание судьбы отечественных супергероев было вполне адекватно надрывному и одновременно смиренному творчеству лидера «ДДТ». Позже «музыкант Юра» сыграл роль агитатора-антоновца в фильме «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, а также пациента психлечебницы в драме «Антонина обернулась» по сценарию Ивана Вырыпаева.
Константин Кинчев («Алиса»)
Константин Кинчев на обложке «Советского экрана»
Юнцы в школьной форме, гэбэшники в пиджаках, а также обшарпанные питерские кухни, гостиные, подворотни и дома культуры становятся свидетелями того, как Константин Кинчев вербует свою армию. Все это происходит в драме высокой социальной ответственности «Взломщик», написанной Валерием Приемыховым. В кадре, помимо Кинчева, щеголяющего в футболке с логотипом MTV, ненадолго появляются и другие знаковые фигуры питерской рок-тусовки: Олег Гаркуша, Леонид Федоров, группы «АВИА», «Кофе», «Присутствие», Алексей Вишня, Андрей Свин Панов. Но на место главного героя здесь все-таки претендует сама атмосфера перестроечного Ленинграда.
Кинчев, получивший за роль премию на кинофестивале в Софии, остался недоволен своими актерскими способностями, а также тем, что его героя переозвучили, и поставил крест на кинокарьере актера. Правда, в том же 1986 году он вместе с другими членами «Алисы» появился камео в двухсерийном детективе «Переступить черту» — на экране эта группа называлась «Бумажный змей».
Петр Мамонов («Звуки Му»)
«Такси-блюз»
После небольшой роли доктора-наркоторговца в «Игле» лидер московской арт-панк-группы «Звуки Му» получил главную роль в «Такси-блюзе» Павла Лунгина. В этом классическом образце позднесоветской чернухи Мамонов играет склонного к богемной жизни саксофониста, водящего вынужденную дружбу с пролетарием-таксистом (тот отобрал у лабуха в счет долга инструмент). В этот переломный (1990 год) для страны период рокеры в советских фильмах как раз начали превращаться из героев в трагических изгоев, которые не готовы противостоять ходу истории (хочется добавить — «истории поп-музыки»). С тех пор Мамонов, регулярно дающий моноспектакли на сцене и до совершенства отточивший искусство мимики, больше не выступает в амплуа неудачника. Играет ли он Ивана Грозного в фильме «Царь», монаха в «Острове» или отца в «Шапито-шоу», его персонаж готов противостоять всему.
Олег Гаркуша («АукцЫон»)
Олег Гаркуша на съемках фильма «Нирвана»
Фронтмен «АукцЫона» с его экстравагантной прической и оригинальным пиджаком с «орденами» сразу же заявил о себе как о «короле эпизода». Он практически присвоил себе фильм «Взломщик», просто тусуясь у кафе «Сайгон» на Невском. Благодаря этому умению Гаркуша попадал в кадр к Алексею Герману(«Хрусталев, машину!», «Трудно быть Богом») и Игорю Волошину («Нирвана», «Я»). И, наконец, был удостоен полноценной большой роли в прощальной фантасмагории Алексея Балабанова «Я тоже хочу».
Гарик Сукачев («Бригада С»)
Гарик Сукачев на съемках фильма «Жмурки»
Дипломированный театральный режиссер и один из главных хулиганов Советского Союза, Сукачев дебютировал в кино в 1988 году сразу в четырех картинах: «Шаг» Александра Митты, «Дама с попугаем», социально-психологическая драма «Защитник Седов»и мрачный двухсерийный фильм с пламенным антинаркотическим посылом «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша. В последнем фильме Сукачев и его «Бригада С» выступают на рок-дискотеке вместе с «Поп-механикой» Сергея Курехина, а на танцполе можно заметить Олега Гаркушу. С тех пор певец полюбил не только сниматься (его фильмография насчитывает более 20 ролей), но и снимать. Сукачев поставил три фильма в качестве режиссера и останавливаться на этом не собирается.
Георгий Гурьянов («Кино», «Автоматические удовлетворители», «Игры», «Поп-механика»)
Георгий Гурьянов
Ударник группы «Кино» дебютировал в эпизоде многосерийного фильма «Противостояние» Семена Арановича по Юлиану Семенову (первый и последний советский телесериал про серийного убийцу). В роли курсанта немецко-фашистской разведшколы голый по пояс Густав упоенно боксировал грушу. Эстет и адепт культа тела, Гурьянов крайне скептически относился к фильмам, в которых появлялся вместе с группой «Кино». Например, «Ассу» называл ужасной и бездарной. Он мог бы сыграть в «Игле» с Виктором Цоем в эпизодической роли, но посчитал это ниже своего достоинства. Совместно с Тимуром Новиковым и Владом Мамышевым-Монро (объединение «Пиратское телевидение») Гурьянов сделал немало сюжетов в жанре юмористического видеоарта, а в одном из них («Контраст» Юрия Лесника) даже исполнил эротический танец.
Сергей Курехин
«Лох — повелитель воды»
Композитор и анфан террибль авангардного джаза брался за любые киноработы — от роли неприметного чудака с наполеоновскими амбициями в картине «Лох — повелитель воды» Аркадия Тигаядо совсем не запоминающихся ролей в фильмах Дмитрия Месхиеваи Веры Глаголевой. Однако полностью в своей стихии Курехин ощущал себя только в фильмах Сергея Дебижева, ученика Сокурова. «Два капитана 2» и «Комплекс невменяемости» сделаны в гонзо-стиле, неумолимым монтажом смешивающем абсурдные игровые сцены и героические кадры советской военной кинохроники. Сергей Курехин в эполетах и военно-морской форме своими монологами про свинок-камикадзе и белых марокканских карликов сумел затмить всю питерскую богему (даже Гребенщикова) и покорить самые экзотические уголки света — от Мальпасо до Кюрасао. И ему почти удалось не рассмеяться в кадре.
«Два капитана-2»
Армен Григорян («Крематорий»)
«Тацу»
В драме с налетом криминала «Тацу» лидер группы «Крематорий» предстает в узнаваемом образе: шляпа, дымчатые очки, сложенный зонт под мышкой. Сюжет в этой так и не вышедшей в прокат истории о возвращении системного хиппаря из мест не столь отдаленных в заснеженную лужковскую Москву носит чисто номинальный характер. Весь фильм — это, скорее, предлог для пространных бесед о ЛСД, цитат из Толкина и Берроуза, для выхода Насти Полевой, Маргариты Пушкиной и воронежских постпанков «Молотов коктейль». Лучше всего смотреть эту картину как двухчасовой клип на песни «Крематория».
Вадим и Глеб Самойловы («Агата Кристи»)
«Агата Кристи»
Братья Самойловы исполнили «Черную луну» в финале потустороннего капустника «Квартета И» «Быстрее, чем кролики» . На экране культовые уральские рокеры в декаданс больше не играли, довольствуясь участием в саундтреках к фильмам, среди которых балабановские «Жмурки» и «Брат2», а также «Сестры» Сергея Бодрова-мл.
Максим Леонидов, Николай Фоменко, Андрей Мурашов, Андрей Заблудовский (бит-квартет «Секрет»)
«Как стать звездой»
Ленинградский ответ Beatles обязан был обзавестись собственным кино, и таковым стал пропитанный зарубежным духом эстрадный бурлеск «Как стать звездой» . Правда, «Секрету» пришлось делить кадр с полунинскими «Лицедеями», моделями Вячеслава Зайцева, Валерием Леонтьевым и разговорчивым какаду. Леонидов и Фоменко с тех пор стали видными шоуменами и снялись в огромном количестве фильмов и сериалов, среди которых «Убойная сила», «День радио», «Лунный папа», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Белая гвардия»и многие другие.
Александр Ф. Скляр («Ва-Банкъ»)
«Закрытые пространства»
Исполнитель недавнего гимна строительству Крымского моста дебютировал в кино вместе с коллегой по «Ва-Банку» Егором Никоновым (и Д. А. Приговым) в роли безобидного киллера в балаклаве. Криминальная треш-комедия «Шоссе энтузиастов» была снята Нормундом Лацисом в конце 1990-х и по финансовым причинам пролежала несколько лет на полке. Фильм обладал всеми характерными признаками альтернативной киномоды того времени: полиэкрания, цветовая инверсия, разветвленный сюжет, употребление наркотиков и мастурбация в кадре. После этого Скляр появлялся во многих фильмах и сериалах («МУР есть МУР», «Последняя репродукция», «Воротилы», «День победы») в образе либо служителя закона, либо его нарушителя — типаж позволял артисту совмещать оба амплуа. Сменить этот навязчивый имидж Скляр попытался в картинах «Закрытые пространства» Игоря Лебедева и «На ощупь»Юрия Грымова.
Александр Монин («Круиз»)
Александр Монин
Вместе с группой он исполняет хит «Не позволяй душе лениться» в непретенциозном романтическом роуд-муви «Путешествие будет приятным» по сценарию Анатолия Эйрамджана. Коллектив выступает в абсолютно беззубом образе верных помощников в проведении здорового досуга.
Сергей Мазаев («Моральный кодекс»)
«Копейка»
Лидер «Морального кодекса» в 20 лет дебютировал в кино эпизодической ролью ресторанного саксофониста в народном сериале «Место встречи изменить нельзя». В 2001 году блеснул своей колоритной внешностью в постмодернистской криминальной драме «Апрель» Константина Мурзенко. В 2002 году сыграл не расстающегося с бутылкой пролетария Бубуку в «Копейке» Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина.
Настя Полева («Настя»)
«Брат»
В кино певица вошла вместе с другими членами свердловской рок-тусовки (Егор Белкин, Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий) через короткометражные дипломные работы Алексея Балабанова: «У меня нет друга», «Раньше было другое время», «Егор и Настя». В роли самой себя Полева также выступила в фильме «Брат». Появляется она и в «Тацу», названном в честь первого альбома ее группы.
«У меня нет друга»
Василий Шумов («Центр»)
Василий Шумов
В драме «Время отдыха с субботы до понедельника» Игоря Таланкинао морском круизе возрастной супружеской пары с детьми группа «Центр» исполняет в баре песни «Волшебница» и «Наутилус». Позже Василий Шумов переедет в Лос-Анджелес и сам будет активно снимать видеоарт и экспериментальные фильмы.
Майк Науменко («Зоопарк»)
Майк Науменко и Виктор Цой
В единственном своем появлении на экране — в дипломной работе «Йя-Хха» студента мастерской Соловьева, Рашида Нугманова — лидер группы «Зоопарк» исполняет со сцены проторэп «Песня простого парня», а затем разбивает кулаком зеркало. Символический, очень простой и понятный жест (кино как зеркало общества), идеально подходящий для финала любого фильма.
«Йя-хха»
АвторИлья Миллер