• Просмотров: 673
  • Комментариев: 0
  • Оценить фильм:
  • Дата: 16.06.2018, 21:32
  • Категория: Статьи

Описание фильма:
Смотреть подробнее

Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране

Кто киногеничнее — Майк Науменко или Рома Зверь? К премьере «Лета» Кирилла Серебренникова вспоминаем, как советские рок-музыканты снимались в кино.6 июня 2018 

15

«Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране

«Лето»

7 июня в российский прокат выходит «Лето» Кирилла Серебренникова. Во многом вымышленная история непростых отношений между Цоем, Майком Науменко и его женой Наташей — это кинодебют Ромы Зверя, который играет Майка. Ироничный Серебренников сопровождает первое же его появление на экране титром «Не похож!». Похож или нет Зверь на Науменко, Тео Ю — на Цоя, Никита Ефремов — на БГ и так далее, придирчивый зритель может понять сам. Хотя в СССР «нравственный СПИД» (так называл рок-н-ролл отец Никиты Михалкова) был сперва вне закона, а потом под колпаком КГБ, звезды рок-клуба все-таки попадали в объектив кинокамеры, особенно в перестройку.

КиноПоиск сделал подборку героев рок-андерграунда, снявшихся в кино.

Виктор Цой («Кино»)

 

«Йя-Хха»

«Йя-Хха»

«Ты говоришь, что я похож на киноактера». Человек, который пел эти строки, назвал свою группу «Кино» и был без ума от фильмов с Брюсом Ли, просто не мог не стать звездой экрана. Первыми шагами Цоя-актера были дипломные короткометражки с участием группы — «Конец каникул» и «Йя-Хха». Затем режиссер Сергей Соловьев, услышав песню «Мы ждем перемен» в Ленинградском рок-клубе, уговорил Цоя не выпускать ее, а придержать для финала своей «Ассы». Так получился первый рок-н-ролльный блокбастер перестройки и родился новый кумир советской молодежи. Его появлению не смогла помешать даже редакционная комиссия Госкино. Увы, в кино Цой сыграл всего одну крупную роль. Но образ одиночки Моро, противостоящего наркомафии в «Игле» Рашида Нугманова, придал новое измерение имиджу самого Цоя. Получился редкий в советском роке случай, когда артист подтверждает свои слова делом, пусть и на экране. В момент гибели Цоя Нугманов занимался разработкой своеобразного сиквела «Иглы» — советско-американской копродукции «Цитадель смерти» с участием Дэвида Бирна по сценарию Уильяма Гибсона.

Конец каникул

Андрей Макаревич («Машина времени»)

 

«Начни сначала»

«Начни сначала»

Лидер «Машины времени» первым из советских рокеров перешел из андерграунда в истеблишмент, благодаря чему нажил себе много недоброжелателей в подполье. Сначала его песни прозвучали в «Афоне». Затем он со своим «вокально-инструментальным ансамблем» (слово «рок» считалось неблагонадежным) аккомпанировал Софии Ротару и Михаилу Боярскомув позднебрежневском мюзикле «Душа», снятом Александром Стефановичем, тогдашним мужем Пугачевой. В следующем фильме, «Начни сначала», Стефанович ставит знак равенства между Макаревичем (он играет рубящего правду-матку барда-аутсайдера, то есть фактически самого себя) и Высоцким, Пушкиным, Есениным.

В последней своей роли на данный момент («Кино про Алексеева»Михаила Сегала) Макаревич в камео выказывает уважение герою Александра Збруева, такому же барду-изгою (но сомнительных моральных качеств, и круг изящно замыкается.

 

Борис Гребенщиков («Аквариум»)

 

«Иванов»

«Иванов»

«Не знал, что Брэд Питт поет по-русски о жизни инженера в предперестроечную эпоху», — гласит комментарий на YouTube под короткометражкой «Иванов» 1981 года. Непонятно, почему у БГ с его внешними данными голливудской звезды такое небольшое количество ролей в кино — лишь «Черная роза — эмблема печали, белая роза — эмблема любви» и «Два капитана 2». Виной ли тому отсутствие подходящего типажа в местной кинопромышленности или врожденная осторожность? Реплика из «Ассы» — «Он Бог, от него сияние исходит» — сделала для мифологизации БГ куда больше, чем его редкие появления на экране, среди которых есть и фильм «Б. Г. Лев Толстой», в котором босой Боб косит рожь и поет песни. Как бы там ни было, за Гребенщикова на съемочной площадке работает его дочь Алиса, делая это весьма успешно.

«Иванов»

Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус»)

 

«Раньше было другое время»

«Раньше было другое время»

«Любовь — это взгляд с экрана». Впервые песня на стихи Ильи Кормильцева звучит в короткометражке «Раньше было другое время»Алексея Балабанова. Со стены в комнате главной героини цинично смотрит фото Алена Делона. В роли самого себя Бутусов (вместе с Сергеем Чижом Чиграковым и Настей Полевой) появляется и в «Брате». Его камео было нужно Балабанову, для того чтобы помочь зрителю поверить в достоверность образа Данилы Багрова. Получилось убедительно: именно с молчаливого благословения Бутусова герой в свитере грубой вязки и с «сидюком» «Нау» в плеере сошел с экрана и стал ролевой моделью для миллионов постсоветских юношей.

«Раньше было другое время»

Юрий Шевчук («ДДТ»)

 

«Духов день»

«Духов день»

Продюсер Балабанова Сергей Сельянов снял Шевчука в своем режиссерском опыте «Духов день» — драме в жанре магического реализма, пытавшейся сформулировать некие национальные идеи об ущербности индивидуализма и силе кровнородственных связей. Герой Шевчука — богемный диссидент, обладающий даром телекинеза (советская «Кэрри»), но неспособный этот дар контролировать, становится интересен органам и вынужден бежать от их внимания за границу. Это глубоко хтоническое понимание судьбы отечественных супергероев было вполне адекватно надрывному и одновременно смиренному творчеству лидера «ДДТ». Позже «музыкант Юра» сыграл роль агитатора-антоновца в фильме «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, а также пациента психлечебницы в драме «Антонина обернулась» по сценарию Ивана Вырыпаева.

 

Константин Кинчев («Алиса»)

 

Константин Кинчев на обложке «Советского экрана»

Константин Кинчев на обложке «Советского экрана»

Юнцы в школьной форме, гэбэшники в пиджаках, а также обшарпанные питерские кухни, гостиные, подворотни и дома культуры становятся свидетелями того, как Константин Кинчев вербует свою армию. Все это происходит в драме высокой социальной ответственности «Взломщик», написанной Валерием Приемыховым. В кадре, помимо Кинчева, щеголяющего в футболке с логотипом MTV, ненадолго появляются и другие знаковые фигуры питерской рок-тусовки: Олег Гаркуша, Леонид Федоров, группы «АВИА», «Кофе», «Присутствие», Алексей Вишня, Андрей Свин Панов. Но на место главного героя здесь все-таки претендует сама атмосфера перестроечного Ленинграда.

Кинчев, получивший за роль премию на кинофестивале в Софии, остался недоволен своими актерскими способностями, а также тем, что его героя переозвучили, и поставил крест на кинокарьере актера. Правда, в том же 1986 году он вместе с другими членами «Алисы» появился камео в двухсерийном детективе «Переступить черту» — на экране эта группа называлась «Бумажный змей».

 

Петр Мамонов («Звуки Му»)

 

«Такси-блюз»

«Такси-блюз»

После небольшой роли доктора-наркоторговца в «Игле» лидер московской арт-панк-группы «Звуки Му» получил главную роль в «Такси-блюзе» Павла Лунгина. В этом классическом образце позднесоветской чернухи Мамонов играет склонного к богемной жизни саксофониста, водящего вынужденную дружбу с пролетарием-таксистом (тот отобрал у лабуха в счет долга инструмент). В этот переломный (1990 год) для страны период рокеры в советских фильмах как раз начали превращаться из героев в трагических изгоев, которые не готовы противостоять ходу истории (хочется добавить — «истории поп-музыки»). С тех пор Мамонов, регулярно дающий моноспектакли на сцене и до совершенства отточивший искусство мимики, больше не выступает в амплуа неудачника. Играет ли он Ивана Грозного в фильме «Царь», монаха в «Острове» или отца в «Шапито-шоу», его персонаж готов противостоять всему.

 

Олег Гаркуша («АукцЫон»)

 

Олег Гаркуша на съемках фильма «Нирвана»

Олег Гаркуша на съемках фильма «Нирвана»

Фронтмен «АукцЫона» с его экстравагантной прической и оригинальным пиджаком с «орденами» сразу же заявил о себе как о «короле эпизода». Он практически присвоил себе фильм «Взломщик», просто тусуясь у кафе «Сайгон» на Невском. Благодаря этому умению Гаркуша попадал в кадр к Алексею Герману(«Хрусталев, машину!»«Трудно быть Богом») и Игорю Волошину («Нирвана»«Я»). И, наконец, был удостоен полноценной большой роли в прощальной фантасмагории Алексея Балабанова «Я тоже хочу».

Гарик Сукачев («Бригада С»)

 

Гарик Сукачев на съемках фильма «Жмурки»

Гарик Сукачев на съемках фильма «Жмурки»

Дипломированный театральный режиссер и один из главных хулиганов Советского Союза, Сукачев дебютировал в кино в 1988 году сразу в четырех картинах: «Шаг» Александра Митты«Дама с попугаем», социально-психологическая драма «Защитник Седов»и мрачный двухсерийный фильм с пламенным антинаркотическим посылом «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша. В последнем фильме Сукачев и его «Бригада С» выступают на рок-дискотеке вместе с «Поп-механикой» Сергея Курехина, а на танцполе можно заметить Олега Гаркушу. С тех пор певец полюбил не только сниматься (его фильмография насчитывает более 20 ролей), но и снимать. Сукачев поставил три фильма в качестве режиссера и останавливаться на этом не собирается.

Георгий Гурьянов («Кино», «Автоматические удовлетворители», «Игры», «Поп-механика»)

 

Георгий Гурьянов

Георгий Гурьянов

Ударник группы «Кино» дебютировал в эпизоде многосерийного фильма «Противостояние» Семена Арановича по Юлиану Семенову (первый и последний советский телесериал про серийного убийцу). В роли курсанта немецко-фашистской разведшколы голый по пояс Густав упоенно боксировал грушу. Эстет и адепт культа тела, Гурьянов крайне скептически относился к фильмам, в которых появлялся вместе с группой «Кино». Например, «Ассу» называл ужасной и бездарной. Он мог бы сыграть в «Игле» с Виктором Цоем в эпизодической роли, но посчитал это ниже своего достоинства. Совместно с Тимуром Новиковым и Владом Мамышевым-Монро (объединение «Пиратское телевидение») Гурьянов сделал немало сюжетов в жанре юмористического видеоарта, а в одном из них («Контраст» Юрия Лесника) даже исполнил эротический танец.

Сергей Курехин

 

«Лох — повелитель воды»

«Лох — повелитель воды»

Композитор и анфан террибль авангардного джаза брался за любые киноработы — от роли неприметного чудака с наполеоновскими амбициями в картине «Лох — повелитель воды» Аркадия Тигаядо совсем не запоминающихся ролей в фильмах Дмитрия Месхиеваи Веры Глаголевой. Однако полностью в своей стихии Курехин ощущал себя только в фильмах Сергея Дебижева, ученика Сокурова. «Два капитана 2» и «Комплекс невменяемости» сделаны в гонзо-стиле, неумолимым монтажом смешивающем абсурдные игровые сцены и героические кадры советской военной кинохроники. Сергей Курехин в эполетах и военно-морской форме своими монологами про свинок-камикадзе и белых марокканских карликов сумел затмить всю питерскую богему (даже Гребенщикова) и покорить самые экзотические уголки света — от Мальпасо до Кюрасао. И ему почти удалось не рассмеяться в кадре.

«Два капитана-2»

Армен Григорян («Крематорий»)

 

«Тацу»

«Тацу»

В драме с налетом криминала «Тацу» лидер группы «Крематорий» предстает в узнаваемом образе: шляпа, дымчатые очки, сложенный зонт под мышкой. Сюжет в этой так и не вышедшей в прокат истории о возвращении системного хиппаря из мест не столь отдаленных в заснеженную лужковскую Москву носит чисто номинальный характер. Весь фильм — это, скорее, предлог для пространных бесед о ЛСД, цитат из Толкина и Берроуза, для выхода Насти Полевой, Маргариты Пушкиной и воронежских постпанков «Молотов коктейль». Лучше всего смотреть эту картину как двухчасовой клип на песни «Крематория».

Вадим и Глеб Самойловы («Агата Кристи»)

 

«Агата Кристи»

«Агата Кристи»

Братья Самойловы исполнили «Черную луну» в финале потустороннего капустника «Квартета И» «Быстрее, чем кролики» . На экране культовые уральские рокеры в декаданс больше не играли, довольствуясь участием в саундтреках к фильмам, среди которых балабановские «Жмурки» и «Брат2», а также «Сестры» Сергея Бодрова-мл.

 

Максим ЛеонидовНиколай ФоменкоАндрей МурашовАндрей Заблудовский (бит-квартет «Секрет»)

 

 «Как стать звездой»

«Как стать звездой»

Ленинградский ответ Beatles обязан был обзавестись собственным кино, и таковым стал пропитанный зарубежным духом эстрадный бурлеск «Как стать звездой» . Правда, «Секрету» пришлось делить кадр с полунинскими «Лицедеями», моделями Вячеслава Зайцева, Валерием Леонтьевым и разговорчивым какаду. Леонидов и Фоменко с тех пор стали видными шоуменами и снялись в огромном количестве фильмов и сериалов, среди которых «Убойная сила»«День радио»«Лунный папа»«Высоцкий. Спасибо, что живой»«Белая гвардия»и многие другие.

Александр Ф. Скляр («Ва-Банкъ»)

 

«Закрытые пространства»

«Закрытые пространства»

Исполнитель недавнего гимна строительству Крымского моста дебютировал в кино вместе с коллегой по «Ва-Банку» Егором Никоновым (и Д. А. Приговым) в роли безобидного киллера в балаклаве. Криминальная треш-комедия «Шоссе энтузиастов» была снята Нормундом Лацисом в конце 1990-х и по финансовым причинам пролежала несколько лет на полке. Фильм обладал всеми характерными признаками альтернативной киномоды того времени: полиэкрания, цветовая инверсия, разветвленный сюжет, употребление наркотиков и мастурбация в кадре. После этого Скляр появлялся во многих фильмах и сериалах («МУР есть МУР», «Последняя репродукция»«Воротилы»«День победы») в образе либо служителя закона, либо его нарушителя — типаж позволял артисту совмещать оба амплуа. Сменить этот навязчивый имидж Скляр попытался в картинах «Закрытые пространства» Игоря Лебедева и «На ощупь»Юрия Грымова.

Александр Монин («Круиз»)

 

Александр Монин

Александр Монин

Вместе с группой он исполняет хит «Не позволяй душе лениться» в непретенциозном романтическом роуд-муви «Путешествие будет приятным» по сценарию Анатолия Эйрамджана. Коллектив выступает в абсолютно беззубом образе верных помощников в проведении здорового досуга.

Сергей Мазаев («Моральный кодекс»)

 

«Копейка»

«Копейка»

Лидер «Морального кодекса» в 20 лет дебютировал в кино эпизодической ролью ресторанного саксофониста в народном сериале «Место встречи изменить нельзя». В 2001 году блеснул своей колоритной внешностью в постмодернистской криминальной драме «Апрель» Константина Мурзенко. В 2002 году сыграл не расстающегося с бутылкой пролетария Бубуку в «Копейке» Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина.

 

Настя Полева («Настя»)

 

«Брат»

«Брат»

В кино певица вошла вместе с другими членами свердловской рок-тусовки (Егор Белкин, Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий) через короткометражные дипломные работы Алексея Балабанова: «У меня нет друга», «Раньше было другое время», «Егор и Настя». В роли самой себя Полева также выступила в фильме «Брат». Появляется она и в «Тацу», названном в честь первого альбома ее группы.

«У меня нет друга»

 

Василий Шумов («Центр»)

 

Василий Шумов

Василий Шумов

В драме «Время отдыха с субботы до понедельника» Игоря Таланкинао морском круизе возрастной супружеской пары с детьми группа «Центр» исполняет в баре песни «Волшебница» и «Наутилус». Позже Василий Шумов переедет в Лос-Анджелес и сам будет активно снимать видеоарт и экспериментальные фильмы.

 

Майк Науменко («Зоопарк»)

Майк Науменко и Виктор Цой

Майк Науменко и Виктор Цой

В единственном своем появлении на экране — в дипломной работе «Йя-Хха» студента мастерской Соловьева, Рашида Нугманова — лидер группы «Зоопарк» исполняет со сцены проторэп «Песня простого парня», а затем разбивает кулаком зеркало. Символический, очень простой и понятный жест (кино как зеркало общества), идеально подходящий для финала любого фильма.

«Йя-хха»

 

АвторИлья Миллер

  • Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране
  •    
Добавить комментарий
avatar
Яндекс.Метрика
uCoz